В этой статье поочередно расставляются наиболее важные акценты тренерского мастерства, даются рекомендации по проведению тренинга, которые будут полезны как начинающим, так и опытным тренерам

Автор:

Геннадий Ткаченко

Секреты тренерского мастерства

Цель дискуссии

Если тренер вступает в дискуссию с группой, должен понимать с какой целью?

  • услышать разные точки зрения (для этого лучше использовать технику «вспышка». Каждый участник, в течение 30 секунд, высказывает свое мнение без обсуждений. Только свое мнение.  Далее свое мнение высказывают по очереди остальные участники).
  • ускорение стадии конфликта/ сопротивления (как правило, дискуссия провоцируется тренером.  Цель: показать ошибочность очевидного ответа или, например, продемонстрировать существование множества вариантов трактовки одного понятия)
  • доказать свою правоту (возможно, но есть риск статуту тренера, т.к. группа всегда сильнее отдельного человека. Даже тренера. Переубедить аргументами в споре невозможно. Нужно задать вопрос, чтобы в процессе ответа на него, участник убедил себя сам)

Таким образом, можем сделать вывод, что если сам тренер вступает в дискуссию с группой, то с целью провокации. В остальных случаях, дискуссия не уместна, т.к. есть другие, более действенные методы.

Знакомство

Акцент внимания группы при знакомстве возможен в двух направлениях: на самих участники или на информации.

Если тренер уже давно знаком с группой, то акцент нужно делать на новой информации или на отработке навыков (если основные знания были сформированы на базовом обучении, то проведение посттренинга).

Если тренер и участники между собой не знакомы, то акцент в начале тренинга желательно делать на самих участниках. Этим объясняется распределением ролей и формированием группы. Сделать это можно за счет проведения индивидуальных или групповых игровых методик на знакомство. А также центрирующего командного упражнения, которое привлекает внимание участников к теме учебного блока или тренинга.

Количество

Когда в группе более от 10 человек, акцент на взаимодействии участников. У каждого есть свое мнение и опыт. Важно уметь организовать процесс обсуждения. Тренеру важно предварительно продумать логику программы и четко придерживаться регламента.

Когда в группе 4-5 человек, акцент на материале. Группа экспертов. Иногда подобные тренинги превращаются в индивидуальное консультирование, т.к. каждый стремится задать свой вопрос и получить на него ответ. Не секрет, почему тренер с группой в 4 человека устает больше, чем с группой 14 человек. Эта группа с четким акцентом на рациональную часть, практически нет эмоциональной раскачки, обмена опытом и разогревающих игр.

Взгляд

Куда смотрит тренер в процессе тренинга? Если тренер не смотрит в глаза, а смотрит поверх голов участников или на лоб, создается ощущение, что тренер игнорирует некоторых, относится к ним равнодушно или даже агрессивен. Ничего удивительного если некоторые демонстративные участники отмечают нехватку внимания тренера и стараются еще больше привлечь к себе внимание. Вопросами, утверждением, перебиванием, а некоторые сопротивлением или несогласием с некоторыми тезисами. Важно понимать, что это поведение, имеет сугубо эмоциональное начало. Важен не ответ, а внимание тренера. Смотрите в глаза.

Ошибки

Тренер не акцентирует внимание группы на своих ошибках. Группа не знает как правильно. Поэтому если вы ошиблись, просто исправьте ошибку и двигайтесь дальше. Не говорите группе: «Ой, я тут ошибся, тут не так…» В конце концов, вариантов действий или решений может быть множество. В противном случае, группа запоминает именно это, и в дальнейшем может ставить под сомнение знания тренера.

Одежда

Как одеваться тренеру? Желательно то, в чем будет комфортно, т.е. то, что уже носилось. Но важно понимать, что если это мужской костюм, то со стрелками на брюках. Если платье (тут очень аккуратно), ни в коем случае не облегающее, без декольте, а юбка обязательно ниже колен. Этим правилом можно пренебречь, если девушка тренер, плохо знает материал. Это — отвлекающий маневр. Ведущему группы личностного роста, желательно одеваться чуть круче, чем его участники, ведь он призывает их к образу жизни, в котором уже пребывает сам. Или одеваться не так как все его участники. Несколько эпатировать аудиторию. Как говорил Франко Москино: «Если не можешь быть элегантным, будь хотя бы экстравагантным».

Интонация

Если тренер хочет побудить аудиторию к действию, нужно повышать интонацию в конце фразы. Если нужно выделить ключевой момент, то это можно сделать паузой, многозначительным взглядом или изменив громкость голоса. Говорение с одной интонацией заставляет участников перек-лючать внимание на что-то более интересное. Например, на новые посты в ФБ.

Зачем?

При подборе информационного материала, примеров и игровых методик, важно задавать себе вопрос «Зачем это нужно участникам?» При разработке программы, если ответ на этот вопрос не очевиден, желательно убрать этот блок из программы тренинга. Это позволяет сделать программу тренинга с большей ориентацией на бизнес и, соответственно, более практичной. Благодаря ответу на вопрос «Зачем?» тренеру гораздо легче разработать вопросы для выходного тестирования и контролировать изменения после тренинга.

Планирование вопросов

Тренер ведет участников тренинга к своим выводам. Подвести к тому или иному открытию можно именно при помощи вопросов. После центрирующего упражнения, благодаря которому тренер привлекает внимание группы к теме блока, важно подготовить вопросы-мостики, перехода к информационному блоку. Практически любую игру можно использовать как центрацию, важно только подготовить вопросы, которые направят мысли участников в нужном вам направлении. Планировать вопросы нужно: при переходе к следующему учебному блоку и вопросы, которые вы зададите участникам по окончании тренинга. Планируем по принципу, что хотите услышать от участников. Таким образом, вы уже планируете не вопросы, а ответы участников.

Когда все это знать не нужно

Все эти рекомендации выполнять не нужно, если тренер уже является «звездой» или «гуру» тренингового рынка. Он себе и другим «уже все доказал» и может приходить на венский бал в тапочках. Участники с нетерпением ждут его появления и любой «чих», будут трактовать как проявление его магической силы. Но если статус «гуру» у вас еще впереди, то выполнять это не нужно тогда, когда вы это уже знаете и применяете.

Геннадий Ткаченко HRM.ua | 2013



Оставить комментарий

Ваш e-mail адрес нигде не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *