Часто в описании содержания тренинговых программ мы видим, что на тренинге будет использоваться модерация. Так ли это? Какие техники при этом используются или под «модерацией» подразумевается, лишь запись высказываний группы на флип-чарте? Что такое модерация — мы рассмотрим в нашем мастер-классе.

Автор:

Геннадий Ткаченко

Модерация в тренинге

 

Для начала

Модерация в тренинге

Термин «модерация»

Модерация сайта, модерация высказываний и даже модерация любви… такие варианты вы найдете в Интернете на запрос по поиску данного понятия. Этот термин произошел от итальянского moderare — «смягчение», «сдерживание», «умеренность». Модератором называют не только ведущего митинга (здесь и далее сознательно используется термин «митинг», а не термин «собрание», вызывающий весьма предсказуемую реакцию у большинства сотрудников), но и редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего форумов на сайте. В Ватикане модератор был лицом, указывающим на самые существенные моменты в выступлениях папы. Также известно и то, что термин «адвокат дьявола» также имеет некоторое отношение к процессу модерации. Когда священника посвящали в новый сан, ему полагался не только защитник, который рассказывал о его благодеяниях перед Богом, но и «адвокат дьявола» — священник, рассказывавший о том, почему этот послушник недостоин нового звания. Ну, а модератор фиксировал процесс церковного митинга и давал равное время выступления обеим сторонам.

Модерация, использующаяся при проведении регулирующих, проектных митингов и семинаров, имеет некоторое сходство с модерацией сайта. Модерация сайта — это отслеживание соблюдения правил обсуждения тем на форуме, установленных владельцем сайта. В этом сходство. Отличие в том, что модератор форума может заблокировать участника обсуждения, если он не соблюдает установленные правила. В бизнес-модерации, ведущий несет ответственность за процесс и организационный результат митинга, а группа — за содержание. Так, если при записи ответов на вопрос некоторые участники могут в шуточной форме давать ответы, модератор при этом тем не менее записывает любые высказывания. Митинг пошел не в том направлении, скажете вы? Напротив, группа, видя, что записывается все, очень быстро, даже без стандартных призывов, возвращается в необходимое русло.

Техники и методы модерации в Украину привезла компания Team Training International (штаб-квартира в Вене с 1972 г.) в лице дочернего предприятия компании «Тим Трейнинг Украина» в 1992 году. С тех пор в том или ином формате некоторые техники встречаются на рынке СНГ.

Бизнес-определение

Итак, модерация — это: а) совокупность техник и методов по организации взаимодействия в группе с целью принятия решений; б) способ системного, структурированного ведения совещания (семинара) с прозрачными методами в целях эффективной подготовки, проведения и подведения итогов встречи.

Цель проведения модерации — наиболее полное вовлечение всех участников в рабочий процесс и разработка плана действий по обсуждаемой проблеме.

Часто участники задают вопрос, чем же модерация отличается от фасилитации?

Фасилитация (от англ. to facilitate — «облегчать», «способствовать», «помогать») — процесс, при котором ведущий способствует установлению в группе конструктивного взаимодействия и коммуникации.

Отличие фасилитации от модерации заключается в том, что фасилитатор, как правило, не планирует структуру процесса взаимодействия участников, а реагирует в большей степени на процесс дискуссии. Например, путем постановки вопросов, реагирования на каждое высказывание, контроля времени выступления. Если фасилитатор ориентирован на собственные навыки взаимодействия с группой, то модератор, кроме этого, планирует сценарий процесса модерации, при проведении которого использует техники и методы, позволяющие группе прийти к решению и четкому плану действий.

«Чистый» процесс модерации используется только в проектных митингах, который прописывается в рабочей структуре модерации.

Общая рабочая структура процесса модерации

Подобно спектаклю модератором составляется сценарий, охватывающий разделы от постановки проблемы до конкретного перечня мероприятий:

1. Введение — формирование и рассылка повестки дня митинга участвующим экспертам; — постановка и ознакомление с правилами работы.

2. Рабочий этап — постановка ключевых вопросов; — структура (последовательность действий); — подбор техник модерации; — формат визуализации.

3. Заключительный этап — фиксация и представление результатов.

Структура рабочего процесса зависит от типа митинга: проектный или регулирующий, рабочих задач и желаемого результата.

Проектный митинг — собрание экспертов и компетентных специалистов (среднее количество — 7 человек) с целью сбора идей, разработки проектов, обработки предложений, подготовки альтернатив/решений, планов, рассмотрения и разработка подходов к решению проблем. Отличительными признаками процесса работы проектной группы являются равноправие участников и полное отсутствие иерархии.

Типичный сценарий проектного митинга выглядит следующим образом.

— Центрация, вовлечение, мотивация. — Общий банк данных. — Выработка идей. — Интерпретация идей, подходов и данных. — Анализ. — Решение. — Оформление результатов.

Довольно частой ошибкой руководителей является стремление получить идеи сотрудников на всеобщем регулирующем (регулярном) митинге.

Регулирующий митинг — собрание всех без исключения сотрудников компании в пределах необходимого уровня управления компании, с целью сообщения о результатах организации, ее задачах и принятых решениях.

Отличительные признаки: статус, иерархия, распределение ролей (власти) в соответствии со структурой компании.

Типичный сценарий регулирующего митинга выглядит следующим образом:

— Формальное приветствие. — Четкая повестка дня. — Доклад (сообщение, оценка). — Сообщение направлений, смысла, целей, задач. — Сообщения о полномочиях, решениях, действиях. — Мотивирующее закрытие.

Отличие модерации в тренинге и проектном митинге

Так в чем же отличие использования техник и методов модерации в проектной группе и тренинг-семинаре?

Отличие модерации в тренинге и проектном митинге

Примеры методов модерации

Таким образом, вы определили, что методы модерации являются лишь одним из элементом процесса модерации, но все же какие они есть и в чем их особенность? Приступим!

мозговой штурм – несмотря на всеобщее ощущение известности этого метода, важно: после набора идей, переходя в стадию анализа – иметь подготовленные критерии по их оценке, а не формировать их вместе с группой! Также сообщу о разновидностях этого метода: — двойной прямой; обратный прямой, круговой, по принципу «635».

карточный опрос — служит для сбора и сортировки тем, идей, проблемных пунктов или вариантов решения. Этот метод рекомендуется в ситуациях, когда рассматриваются спорные темы. Опрос с использованием карточек также необходим, когда в группе недостаточно открытые отношения и участники сдержаны или малознакомы.

— mindmapping или метод «корней дерева» — планирование необходимых действий по проекту, где от «ствола дерева» расходятся «корни» или от основной цели идут задачи, а также необходимые ресурсы и действия в виде «ответвлений».

схема анализа проблемы — анализ причин и последствий существования основной проблемы. Пример визуализации:

Схема анализа проблем

—  «вспышка» — быстрый обзор мнений, идей и чувств участников. Например, при обсуждении спорного вопроса. Все участники по очереди высказываются по 30 секунд без обсуждения. Этот метод может также использоваться для подведения промежуточного итога после первой части семинара или обсуждения, а также в тех ситуациях, когда Вам представляется необходимым, чтобы каждый участник высказался или представил свое мнение по обсуждаемому вопросу.

«многопозиционный опрос» — метод выбора с помощью однопунктового голосования. Пункт или точка, как правило разноцветные, раздаются участникам, после чего они наклеиваются в поле, соответствующее выбору участника проектной группы. Применяется, когда при множестве альтернатив, необходимо сделать выбор или определить отношение экспертной группы к обсуждаемым вариантам. Как  вариант, может быть использован после мозгового штурма, чтобы отобрать идеи, с которыми стоит работать дальше. Пример:

Какие вопросы требуют немедленного решения?

Многопозиционный опрос

«поле координат» — метод служит для наглядного представления проблем или ситуаций, которые определяются двумя решающими факторами. Метод прекрасно подходит: для сравнения или расстановки приоритетов; для разработки стратегических планов; для определения важности и временных рамок задания и всего проекта. Например, сравнение своей продукции и продукции конкурентов по осям цена-качество, а также тот, который вы заполнили в начале статьи, когда оценивали свое знание модерации.

Базовые правила поведения модератора

Как уже было указано в отличиях при проведении митинга и тренинга-семинара, стиль ведущего по работе с участниками существенно отличается, отмечу лишь некоторые важные моменты.

Итак, модератор: — воздерживается от выражения собственного мнения, не оценивает ни высказывания, ни поведение участников встречи; — с помощью вопросов активизирует группу, а вопросы из аудитории воспринимает и переадресовывает самим участникам, а не отвечает на них самостоятельно; — осознает собственную установку относительно людей и темы и принимает на себя ответственность за организацию процесса взаимодействия в группе, а самой группе передает ответственность за содержание встречи; — воспринимает все высказывания группы как сигналы, что дает ему возможность понять процесс и постараться помочь участникам осознать свое отношение, чтобы можно было бы обсуждать нарушения и конфликты без «моральных призывов»; — не оправдывается за свои действия и высказывания, а выясняет трудности, которые кроются в нападках и провокациях; — если модерацию проектного митинга проводит руководитель для своего подразделения, и берет на себя ответственность за модерирование процесса выработки определенного решения сотрудниками своего отдела, но при этом понимает, что необходимо внести собственное мнение, он обязан дать понять участникам, когда он находится функционально в качестве модератора, и когда он, как член группы, выражает свое мнение.

То, что не решает проблем не достойно внимания и времени, тогда какие же проблемы и сложности способен решать правильно поставленный процесс модерации?

Проблемы, которые решает модерация

— нечеткости решений и отсутствия ответственных (чего так часто не хватает на стратегических сессиях, разработке новых концепций и идей развития бизнеса); — отсутствия корпоративной культуры (успех правильно модерированного рабочего собрания влияет на дальнейшую совместную работу в группах, повышает желание участников рассматривать все идеи и полярные точки зрения, принимать их и использовать в работе); — недостатка мотивации персонала: а) каждый не просто информирован, а принимает посильное участие в принятии решения, опираясь на совместные разработки; б) модерация нацелена на устранение факторов снижающих мотивацию, а именно: монологов руководителей и других сотрудников, отклонений и отступлений от темы, а также личных нападений и других проявлений борьбы за власть топ-менеджеров, мешающих конструктивным решениям; в) процесс и результат модерации очень схож с коучингом, цель которого развитие понимания (осознания) и ответственности, как выбора авторства идей и действий.

Сходство с коучингом еще и в том, что модератору желательно не разбираться в обсуждаемой теме, что позволяет ему быть более объективным. Так, когда в компании Team Training International, которая объединяет в себе известных тренеров практически всех крупных стран мира, возникла необходимость разработки стратегии развития – был приглашен независимый модератор, который помогал тренерам и менеджерам прийти к общему решению (что уж говорить о митингах или собраниях внутри компаний, которые не занимаются консалтингом?). При подготовке к процессу модерации, ведущему важно собрать необходимую информацию и, совместно с заказчиком определить ключевые вопросы, исходя из которых будет строиться сам процесс, а в итоге и результат митинга.

А для завершения … откройте первую страницу этой статьи и поставьте точку там, где вы находитесь уже на данный момент! Уровень знания должен существенно повыситься, теперь дело за малым, попробовать на практике и поставить точку не только выше, но и правее…

Геннадий Ткаченко «Обучение персонала», №5, 2008



Оставить комментарий

Ваш e-mail адрес нигде не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *