Как бы мы не пытались поддерживать высокую степень запоминания, нашим врагом остается установка. Когда люди слышат или видят что-то противоречащее их собственным убеждениям или ценностям, они испытывают когнитивный диссонанс…
Автор:
Джон Таунзенд (Международные стандарты тренеров)
В результате дискомфорта, вызванного этим диссонансом, они либо прилагают усилия, чтобы отстоять свои убеждения и придерживаются соответствующего поведения, либо искажают новую информацию так, чтобы она не противоречила их установке.
Так, например, некоторые известные люди (в т.ч. и нобелевские лауреаты(!) стали жертвами собственных установок:
-«Да кому нужны говорящие актеры?» (Гарри Уорнер, 1927, о немом кино)
-«Невероятно, чтобы человек когда-либо научился использовать силу атома» (Роберт Милликен, нобелевский лауреат, 1923)
-«Разумные и ответственные женщины не хотят голосовать» (Гровер Кливленд, 1927)
-«Воздухоплавательные аппараты, которые тяжелее воздуха, не могут существовать» (Лорд Келвин, 1895)
Тренеры должны помогать участникам преодолевать дискомфорт, причиняемый когнитивным диссонансом, учитывать неизбежные и естественные проблемы, связанные с установками проблемы. Важно уметь взглянуть на ситуацию с точки зрения участников и найти подходящие обоснования тому, чтобы они решились изменить свои установки.
Давая обоснование, мы помогаем участникам тренинга оправдать для себя изменение этих навыков, уровня знаний или отношения к чему-либо, придавая этому реальную необходимость.
Например: какие обоснования можно подобрать для изменения следующей установки: «Да чему меня может научить эта выскочка? Он/она вдвое моложе меня!»?
Джон Таунсенд /фрагмент международных стандартов бизнес-тренеров